На современном полиграфическом рынке в необходимости цветопробы нет никаких сомнений. Раньше были реальные основания сослаться на несовершенное печатное оборудование или материалы несоответствующего качества. Низкий уровень выполнения тиражных работ порождал нетребовательного заказчика, а отсутствие высоких требований способствовало низкому качеству продукции. Знакомый всем порочный круг. Как результат - гарантия приема заказчиком у типографии любого более или менее достойного тиража. Контрактная цветопроба если фактически и существовала, то являлась формальным документом. Печально, но и сегодня подобные ситуации имеют место. Многие украинские типографии работают на устаревшем парке печатного оборудования, кроме того, без соблюдения необходимых на предприятии условий эксплуатации. Естественно, о приведении печатного процесса к единым нормам - будь то собственный стандарт предприятия или же стандарт международный - не может быть и речи. При таком положении дел слово "цветопроба" при заказчике стараются не упоминать, прекрасно себе представляя какую "головную боль" для себя они этим приобретают. Сегодня отношения между сторонами определяются жесткими условиями рынка. Огромная масса полиграфической продукции рекламного характера являются ни чем иным, как продуктами конкурентной борьбы, на которые тратятся годы маркетинговых исследований, разработки рекламных концепций, и, конечно же, большие деньги. И если каким-то образом, будь то дизайн, содержание, корпоративный или другой цвет в отпечатанном тираже, окажутся не такими, какими их представлял себе заказчик, то кому-то придется за это отвечать. Разумеется, словами цвет не опишешь, поэтому, чтобы популярный вопрос "Кто заплатит за тираж?" не продолжал быть таким популярным, существует инструмент, помогающий разрешить споры между сторонами и даже их предотвратить. Этим инструментом и является контрактная цветопроба. Она подается на утверждение заказчику и является образцом для печатника при приладке машины. Просто красивая распечатка не может быть контрактной цветопробой, так как возможности печатных машин в воспроизведении цвета не безграничны. Проба должна быть выполнена в соответствии с конкретным печатным процессом (профилем печатной машины или стандартным профилем) со строгими допусками. Эти допуски, а также процесс изготовления цветопробы описывается в 7-м разделе международного стандарта ISO 12647. Если проба выполнена в соответствии с этим стандартом и имеет отклонения по цвету в рамках допустимых значений, то это означает, что печатник сможет и должен "попасть в цвет". Существует множество способов изготовления цветопробы, но самое широкое распространение получили струйные цифровые цветопробные системы, благодаря невысокой стоимости, удобства эксплуатации и быстроты вывода. Современные цветопробные решения способны с высокой точностью имитировать цвет тиража, включая имитацию растровой структуры, дополнительных цветов (Pantone, etc.) и т.д. Кроме того, подобные системы можно организовать даже в небольшом помещении, например в комнате дизайнера или цветокорректора для получения итерационной (промежуточной) цветопробы. В общем представлении систему струйной цифровой цветопробы составляют:
Современные RIP являются специализированными программными приложениями и кроме этой основной функции имеют дополнительные возможности в зависимости от комплектации программы: построение профилей, обработка спот-цветов, измерение цветовых координат, редактирование изображений, расширенное управление выводными устройствами и т.д. Современные программно-растровые процессоры являются мощными программами, поэтому для их установки и корректной работы необходим компьютер с достаточным быстродействием и объемом памяти. Выводное устройство Струйный принтер, выполняющий три основных требования:
Цветопробная бумага (подложка) Согласно стандарту ISO 12647-2, цветопробная подложка должка быть идентичной или как можно ближе и точнее соответствовать свойствам материалов для массовой печати по таким параметрам, как оттенок поверхности бумаги (координаты L*,a*,b* "белой точки"), глянец, тип поверхности и плотность бумаги. Кроме того, бумага должна обладать цветовым охватом, превосходящим цветовой охват имитируемого печатного процесса, то есть обладать способностью полностью его отобразить. Измерительное оборудование Для проверки соответствия цветопробы стандарту или печатному процессу необходимо измерительное оборудование - спектрофотометр для измерения цветовых координат с программным обеспечением для их обработки. Измерительное оборудование также может использоваться для построения профилей принтера, калибровки монитора и т.д. Контрольно-осветительное оборудование Международный стандарт ISO 3664:2000 предусматривает жесткие нормы для освещения помещений, в которых выполняются критичные по цвету работы, в том числе и вывод цветопробы. Выполнение требований этого стандарта обеспечивает корректную визуальную оценку цвета и исключение эффекта метамерии. Помещение должно быть оборудовано светильниками стандартизированного освещения с цветовой температурой 5000 К. Кроме того, цветопробную систему будет полезно дополнить оборудованием для просмотра отпечатанных цветопроб или их сравнения с тиражными оттисками под нормированным освещением, например, настольной просмотровой панелью либо станцией контроля оттисков. Дополнительное оборудование и материалы Согласно стандарту ISO 12647-7, контрактная цветопроба должна содержать информацию о цветопробной системе, на которой она была произведена, об измерительном устройстве, принтере и его профиле, эталонных данных печатного процесса, дате и времени измерений, а также информацию об отклонениях измеренных значений цветовых координат от эталонных. Для распечатки протокола с этой информацией удобно использовать принтер для печати этикеток. К дополнительному оборудованию и материалам также можно отнести устройства для автоматизации измерений, микроскопы и полиграфические лупы для визуальной оценки растровых цветопроб, индикаторы нормированного освещения и пр. В любом случае комплектация системы цветопробы зависит от ряда условий, таких, как назначение цветопробы (контрактная, дизайнерская и т.д.), потребности пользователя в тех или иных возможностях системы, масштабы предприятия и специфика различных полиграфических процессов. И не стоит забывать о том, что цветопроба обычно не нужна до тех пор, пока не прозвучит вопрос "Кто заплатит за тираж?" Николай Родненков, компания Колорлаб
|
Контрактная цветопроба
Рассказать друзьям
Присоединяйтесь, чтобы быть в курсе и получать еженедельную рассылку TIPOGRAFIA.com.ua